Российский плакат XIX – начала XX веков

  Российский плакат XIX – начала  XX веков

Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города». По мнению Бабуриной российскую плакатную рекламу можно разделить на три направления:

  1. Торгово-промышленное;
  2. Социально-политическое;
  3. Зрелищные.

В торгово-промышленном направлении до конца XIX века преобладал предметный характер изображения: товары представлялись в натуралистическом виде, без применения каких-либо творческих идей. Подобный взгляд на создание торгового плаката изменился после Международной выставки художественных афиш, состоявшейся в 1897 г. в Санкт-Петербурге. Новое видение и исполнение работ в жанре плаката началось с деятельности художников, входивших в объединение «Мир искусств», в частности, М. Врубеля, Е. Лансере и др. Мирискусники осознали, что живопись может быть самоценна, то есть картины и плакаты могут создаваться просто из любви к искусству, а не в целях приобщения к прекрасному народных масс. Отныне художники адресовали свои произведения коллегам - людям, разбирающимся в живописи.   

Особое место в торгово-промышленном направлении занимал книготорговый плакат, расцвет этого жанра пришелся на 1880-е гг. Сложность создания таких плакатов состояла в том, что художник должен был в своей работе выразить дух целого произведения. Иногда художники прибегали к стилю модерн, что не вполне соответствовало классической литературе XIX века. Книготорговый плакат использовался как издательствами, так и книжными лавками и даже бродячими торговцами (офенями).

В начале XX века плакаты торгово-промышленного направления перестают носить только предметный характер, наиболее яркие примеры – плакат, выполненный для товарищества «Эйнем» со слоганом «Мой первый шаг за печеньем «Эйнем» и плакат  для товарищества «Сиу и К°» со слоганом «Впереди всех печенье «Сиу и К°».

Эйнем1900

Сиу1900

Зрелищные плакаты имели несколько иную стилистику, чем торгово-промышленные, так как были рассчитаны на более узкий круг лиц – представителей высших сословий. Создавая зрелищные плакаты, художники часто обращались к античной символике, историческим стилизациям, аллегории. Например, афиша К. Сомова «Выставки русских и финляндских художников», выполненная в 1898 г.

Сомов1898

Социально-политический плакат только начинал зарождаться в конце XIX века, наиболее известная работа того времени – афиша Л. Бакста «Большой благотворительный базар кукол» 1899 г. Бурное развитие плакатов этого направления пришлось на годы Первой Мировой войны и последовавших за ней революционных переворотов.

Бакст1899

В 1912 г в Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство в книге плакате», название экспозиции подчеркивало изначальную родственность жанров книжной иллюстрации и плаката в восприятии российских художников. Но к началу XX века эти жанры полностью разделяются, плакат утрачивает детализацию и повествовательность, свойственные книжной иллюстрации.

16.09.2024
Почему видеоконтент важен для бизнеса

Видеоконтент позволяет брендам создать яркий визуальный образ, который легко запоминается.

17.06.2024
Настройка рекламы Яндекс.Директ для маркетплейсов Озон и Вайлдберриз

Грамотно настроенная реклама для маркетплейсов, таких как Озон и Вайлдберриз с помощью Яндекс.Директ может заметно повысить продажи.

30.05.2024
Правовые аспекты маркетинга в Китае: что следует знать о рекламных нормах и законодательстве

В мире глобального бизнеса Китай занимает ведущие позиции, представляя огромный рынок и потенциальные возможности для компаний.