Развитие американской рекламы в XIX веке
В первой половине XIX века в США процветала торговля патентованными лекарственными средствами, которые активно рекламировались, играя на чувстве самосохранения потребителей. «Первое получившее признание американское патентованное средство – пилюли Lee´s Billeous –было создано доктором Самюэлем Ли из Уиндема в штате Коннектикут примерно около 1796 года….. В то время разносчики –янки, бродившие по сельской местности с тележками, полными жестянок, тканей, пряностей и других нужных и забавных вещей, были существенной частью всей американской коммерции. Им очень нравились патентованные лекарства, потому что они были легкими, небольшими по объему, а стоили дорого. Привлекали они и людей в далеких поселениях, где не было врачей и некому было даже дать совет. Лекарства же были педантично завернуты обнадеживающие, подробнейшие инструкции по борьбе с целым рядом кошмарных недугов» (Хайн Т. Все об упаковке. – СПб., 1997.).
С продажи лекарственных препаратов начинал и известный новатор в области рекламы –Тейлор Барнум. Пользуясь всякими рекламными уловками еще в бытность свою продавцом, Барнум уяснил, что реклама способна приносить значительные доходы. Какое-то время спустя Барнум оказался директором цирка смог использовать приобретенные навыки в сфере шоу-бизнеса: он привлекал рекламодателей, которые платили ему за организацию специальных цирковых шествий, главной целью которых была реклама. Затем Барнум пригласил известную шведскую певицу Дженни Линд для гастролей по крупным городам США, а рекламодателям предложил за значительную оплату размещать свои рекламные объявления на обратной стороне билетов на концерты певицы. Эта необычная задумка обернулась шумным успехом, и повлекла за собой первый опыт престижной рекламы: певица стала настолько популярной среди американок, что последние стали ревностно копировать ее стиль одежды и гастрономические предпочтения.
1841 г по праву считается ключевым в истории американской рекламы – рекламный агент Волни Палмер (Palmer) открыл первое рекламное агентство в Бостоне, а два года спустя его филиалы появились в Филадельфии и Нью-Йорке. Палмер работал не только как посредник между газетами и рекламодателями, он сам разрабатывал рекламную концепцию для печатных СМИ.
Среди последователей Палмера были такие, которые просто скупали оптом газетные площади, чтобы затем перепродавать их рекламодателям по более высокой цене, например, Джон Хупер (Hooper). Джордж Роуэлл (Rowell) работал не только рекламным агентом, но и издавал газетный справочник American Newspaper Directory, благодаря которому рекламодатели могли узнавать реальные расценки на размещение рекламы в прессе.
После Гражданской войны между Севером и Югом массовый спрос расширился, США перестают испытывать потребность в импортных товарах, а наоборот, направляют свои усилия на экспорт американских товаров в европейские страны. На этом фоне национальные производители все больше средств выделяют на создание качественной рекламы. В условиях расширяющегося рынка потребительских товаров перед правительством США возник вопрос упорядочения торговых знаков с целью дальнейшего государственного регулирования торговой деятельности. С 1872 г все торговые знаки регистрируются Департаментом патентов и торговых знаков США (U. S. Patent and Trademark office). Из нынешних всемирно известных брендов первыми были зарегистрированы газировка «Coca-Cola» (1887 г) и овсяные хлопья «Quaker Oats» (1895 г).
Своим маркетинговым успехом «Quaker Oats» (хлопья Квакера) обязаны именно рекламе: долгое время овсянка в сознании американцев ассоциировалась с плохим самочувствием, но в рамках широкомасштабной по тем временам рекламной кампании (в основном, были задействованы средства печатной рекламы, упаковка и дегустация) овсяные хлопья стали позиционироваться как еда, полезная для здоровья. Известный рекламный персонаж – пожилой симпатичный джентльмен в костюме Квакера - был создан одним из владельцев компании Генри Парсоном Кроуэллом (Crowell).
История газированного напитка «Coca-Cola» в настоящее время известна всем. Фармацевт из Атланты Джон Пембертон (Pemberton) изобрел необычный сироп случайно, тем не менее, записал рецепт и отнес новинку в самую крупную аптеку города. Через некоторое время сироп стали разбавлять газированной водой. Название напитка и оригинальная надпись были придуманы бухгалтером Пембертона Фрэнком Робинсоном (Robinson). Но история самой компании связана с именем другого человека – Азы Кендлера (Candler), который вместе с партнерами организовал «The Coca-Cola Company». Первая рекламная кампания напитка, под лозунгом «Drink Coca-Cola, delicious and refreshing!» («Пейте Кока-Колу, прекрасную и освежающую!»), была разработана им же.
К концу XIX века в американском рекламном бизнесе обращались миллионы долларов, с этого времени рекламная индустрия становится неотъемлемой частью экономического прогресса США.