Возрождение российской рекламы
В 1988 г в Советском Союзе вышло постановление «О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы», в результате чего стало возможным открытие частных рекламных агентств. В это же время в Москве прошли две выставки, посвященные рекламному оборудованию «Рекламные средства и оборудование для производства рекламной продукции», которые привлекли первых зарубежных специалистов в нашу страну. Уже в 1989 г стали появляться частные агентства и совместные предприятия (с иностранными агентствами). Размещение рекламы происходило главным образом в прессе.
Самое крупное агентство начала 1990-х гг. возникло еще в 1989 г, оно называлось «Агентство столичных сообщений» и было организовано журналистами, работавшими в «Комсомольской правде» и других газетах. Первое рекламное объявление было размещено ими в «Советской культуре». В этом же году была образована Ассоциация работников рекламы.
В 1991-1992 гг открылось еще несколько крупных частных агентств, среди которых – «Аврора». Это агентство сразу стало пользоваться популярностью, благодаря телевизионным заставкам, которые агентство использовало в качестве корпоративной рекламы. Первыми крупными клиентами «Авроры» были «Алиса», «Химнефть», «МММ». Позже агентство было преобразовано в студию «Аврора-Продакшн».
Рекламное агентство «Премьер СВ» было основано в 1990-м г, над его корпоративной рекламой работал Юрий Грымов., ставший впоследствии креативным директором агентства. Запоминающиеся слоганы «Большому кораблю – большое плавание», «Премьер СВ» - птица высокого полета», «Нет предела возможному» были написаны для серии рекламных роликов.
Компания «Видео-Интернейшнл», преобразовавшаяся к 2000-му г в крупнейший холдинг, завоевала доверие у рекламодателей благодаря имиджевой рекламе банка «Империал». Серию рекламных роликов на исторические темы снял Тимур Бекмамбетов, теперь уже классик рекламной режиссуры, причем самому режиссеру настолько понравилась эта его работа, что он даже назвал собственную студию «Империал-фильм».
В 1992 г прошел первый Международный фестиваль-конкурс «Видео-92», организованный АО «Союзреклама». Гран-при и «Золотого соловья» получил ролик «Дискотека у ЛИСС’а», снятый Ю. Грымовым. Первое место получил ролик агентства «Аврора», созданный Т. Бекмамбетовым, «Радиотелефон». Новый юмористический подход к рекламе, продемонстрированный российскими специалистами, подтолкнул организаторов к учреждению приза «За юмор в рекламе».
Начиная с этого времени зарубежные агентства отказываются от совместных предприятий с российскими фирмами и открывают свои представительства. Большая часть рекламных кампаний 1990-х гг размещалась в СМИ зарубежными рекламодателями.
В 1995 г был принят закон «О рекламе», регулирующий рекламную деятельность, а в 1996 г вышел запрет на рекламу алкогольных напитков по телевидению. До этого по телевидению транслировались юмористические ролики водки «Белый орел», водки «Распутин» и водки «Довгань».
Во второй половине 1990-х гг начинается фундаментальное теоретическое осмысление рекламной деятельности: первый практический опыт помог российским рекламистам сделать соответствующие выводы. В ВУЗах открывается специальность «Реклама». Разумеется, на достаточно быстром темпе развития российской рекламы сказались постоянные контакты с европейскими и американскими коллегами, которые помогли отечественным рекламистам пройти курс маркетинговых коммуникаций по ускоренной программе. В то же время, нельзя не отметить, что российская реклама 1990-х гг принципиально отличалась от транснациональной, но не только по качеству креатива и исполнения, а по замыслу. В ней все еще просматривались национальные традиции, национальные идеи, берущие начало в многообразной ярмарочной рекламе XVIII-XIX вв.
В настоящее время российская реклама на 90 % заимствует западный опыт, создавая известную модель общества потребления.