Маркетинг в социальных медиа от Максима Юрина
Какое-никакое руководство по SMM на пост-советском пространстве: от расшифровки аббревиатуры до очередного анекдота про SMMщика в конце статьи
- Алло, это SMM-агентство?
- (шепотом) да.
- А почему вы шепотом?
- Я сейчас на уроке алгебры...
Эта и другие шутки-прибаутки про маркетинг в социальных медиа заполонили все интернеты.
В чем же дело? Маркетинга (в социальных сетях) не существует? Он неэффективен? Нет хороших специалистов? Нет адекватных заказчиков? Во всем опять виновата коррупция и произвол властей?
Я простыми словами расскажу о своем понимании маркетинга в социальных медиа, опишу рынок этих услуг. Порассуждаю о том, кто он - хороший SMM-специалист, чем сейчас занимаются SMM-агентства, почему и когда маркетинг в социальных медиа действительно эффективен. И не забуду о важнейшей роли сисек и котиков в социальных сетях.
Повествование пойдет от общего к частному, от простого к сложному. Если вы SMM-гуру с 1992-го года, пролистайте до пункта «услуги в SMM» (или сразу до нового анекдота в конце), а мы пока разберемся с матчастью.
SMM - social media marketing
Фор рашн-спикинг юзерс: «маркетинг в социальных медиа»
Разберем прям по словам. Определений первого слова очень много. Мне наиболее понятно вот это:
Маркетинг – это привлечение и удержание клиентов. Точка.
С другими словами - еще проще:
Социальные медиа — это набор онлайн-технологий, позволяющих пользователям общаться. В социальных сетях люди обмениваются знаниями, налаживают контакты, делятся мнениями, новостями, видео, музыкой, а также информацией о продуктах и услугах, которыми пользуются.
Таким образом:
SMM — это привлечение и удержание клиентов посредством социальных сетей.
Чем же коммуникации в социальных медиа отличаются от других медиа и... эм... других коммуникаций? И почему бренд, выходящий в социальные сети, должен учитывать их особенности?
Коммуникации в социальных медиа
Были в моде пиджаки,
а сегодня майки.
Раньше мил засосы ставил,
а теперь лишь "лайки"!
Британские ученые, лучшие собаководы и прочие квалифицированные специалисты выделяют две основных особенности этой коммуникации:
Принадлежность пользователей к определенным сообществам по интересам
Если бренд не учитывает эти интересы, он становится «чужим среди своих».
В социальных медиа происходит двустороннее, интерактивное взаимодействие с потребителями
Если формат коммуникации не предполагает такого взаимодействия, социальные медиа - не лучший вариант, детка.
«Content is the king» повторяют на каждой первой интернет-конференции. Для социальных сетей, где всегда есть беспроигрышные варианты поистине королевского контента типа «топлесс фотографии вашей бывшей одноклассницы с пляжей Египта», это как нельзя верно.
Поэтому при построения коммуникационной стратегии в социальных медиа нужно создавать интересный/полезный/веселый контент. Люди привыкли сидеть в социальных сетях, чтобы удовлетворять свои интересы, любопытство, развлекаться и очень активно обсуждать все это. Если ваши действия могут помочь им в одном или нескольких из этих пунктов, то вы выбрали правильный формат коммуникации.
Будьте готовыми к тому, что пользователи мгновенно отреагируют на ваши сообщения, зададут вам вопрос и распространят свое мнение (не всегда позитивное) о вашем контенте. Если готовности нет - используйте ТВ, прессу, неинтерактивные интернет-ресурсы «старого толка» как площадку для коммуникаций.
Услуги в SMM
На основе запросов от клиентов и перечня текущих/завершенных проектов нашего агентства я составил карту услуг в сфере SMM. Наиболее крупным и жирным выделены самые частые и популярные.
Центральное место занимает комплексная стратегия присутствие в социальных медиа, которая может включать все или несколько из этих пунктов, а также, общее исследование бизнеса, продукта, рынка, целевой аудитории и ряд рекомендаций по тону коммуникации, наиболее эффективным площадкам и т. д.
Ну что сказать, во времена популярности корпоративных блогов часто заказывали их контентную поддержку, теперь - поддержку SMM-аккаунтов.
Набирают обороты контекстные рекламные кампании, которые не менее эффективны, чем уже давно завоевавший доверие контекст в поисковиках.
Благодаря интерактивности и повсеместной любви к распространению негатива среди пользователей, напортачившие компании все больше заботятся о своей репутации и хотят быстро реагировать на негатив в социальных медиа.
Сайты все больше и больше оптимизируются не только под поисковики, но и под социальные сети. Надо чтобы можно было залогиниться через любимый Фейсбук или Твиттер, быстро найти ссылку на аккаунты сайта в социальных сетях и мгновенно поделиться понравившимся контентом с женой и тещей.
Любая промо-акция, событие или мероприятие бренда должно получать поддержку в социальных медиа. Как чисто рекламную, так и контентную, так и PR... Интересные вирусы тоже никто не отменял.
Приложение или игра, в которых умело коммуницируются те или иные преимущества продукта - новый формат коммуникации, почему бы его не использовать?
А вот скрытый маркетинг, массовые рассылки, корпоративный пиар в чистом виде -постепенно теряют обороты. Нечестно это как-то, не по-христиански, да и надоело всем уже, да ведь?
Услышали пару-тройку знакомых слов, и тоже решили, что можете предоставлять такие услуги? Давайте посмотрим, как правильно это делать.
Чем заниматься в SMM именно вам?
Невероятно, но факт: социальные сети - не есть что-то кардинально новое в Интернете, они лишь привнесли некоторые особенности и стандарты (скорее технического плана) в формат оформления и подачи контента, работы с рекламой и т.д.. Ну и, конечно, в формат коммуникации, о котором мы говорили выше.
Поэтому, если вы раньше занимались Интернет-маркетингом, переключиться на работу в социальных медиа будет не так уж сложно.
Специализация агентства / работника |
Что предлагать? | Что нужно сделать? |
Дизайн, программирование | SMO, разработка приложений, оформление аккаунтов | освоить API программистам, основы SM интерфейсов - дизайнерам |
Продвижение в интернете (SEO, баннерная и контекстная реклама) | контекстная реклама, реклама в приложениях | освоить рекламные кабинеты продвиженцам, собрать базу популярных приложений |
PR в интернете, производство контента | ведение аккаунтов, модерирование, администрирование, репутационный менеджмент | изучить особенности коммуникации в социальных медиа |
Агентства полного цикла | все выше перечисленное + комплексная SMM стратегия (почти искусство) | иметь (нанять) базу специалистов, выстроить систему разработки стратегии |
С профилями работы разобрались. Осталось понять, для кого и почему маркетинг в социальных сетях особенно эффективен.
Блеск и нищета маркетинга в социальных медиа
Объявления такого рода тоже можно встретить в нашем любимом Вконтактике.
Объявления такого рода тоже можно встретить в нашем любимом Вконтактике.
Но мы не будем говорить про простые истины: нужно оценивать аудиторию площадок, где вы размещаете рекламу, думать о том, будет ли ей интересны ваши предложения, ДЕТЯМ НЕ ОСОБО НУЖНЫ КРАН-БАЛКИ и т.д.
Лучше поговорим о том, когда SMM точно имеет место быть. Итак, маркетинг в социальных медиа освежающе хорош:
1) Если вы Love Mark (очень известный бренд, продукт, человек, или место, которые вызывают у большинства людей безусловную преданность и даже любовь (или оргазм); например: Apple)
Ребятам из любимых многими крупных транснациональных компаний практически ничего не надо делать в социальных сетях, люди сами найдут или даже создадут фан-сообщество и будут наполнять его контентом, обсуждать и распространять.
Однако, эти ребята все равно усердно делают SMM, потому что это особенно эффективно для них. Они завоевывают сообщество по-настоящему лояльных, вовлеченных в жизнь бренда потребителей, готовых распространять положительную информацию о бренде и получают дополнительное рекламное средство с огромным охватом.
Например, у страницы Starbucks на Фейсбуке больше 26 млн фанатов, и
они пишут туда всякую чушь сами каждые пять минут, и все счастливы! (
1) Если вы кто угодно, но создаете интересный/полезный/веселый (или все это вместе) контент
Даже Уральскому крановому заводу, если очень постараться, можно проводить маркетинговые мероприятия в социальных медиа. Конечно, нужно очень хорошо подумать, какой близкий к их сфере деятельности контент и формат («самые сексуальные крановщицы Урала. Фото, видео») вызовет интерес у избалованных сиськами и котиками пользователей социальных сетей. И, конечно, тщательно отобрать нужную целевую аудиторию. А не просто показывать контекстные объявления кому попало и мне.
1) Если ваша целевая аудитория - вся такая молодая и продвинутая ваще
Прогрессивная молодежь получает информацию преимущественно в интернете (не смотрит ТВ, не обращает внимания на наружную рекламу, не читает прессу, черт побери). А дети вообще практически не вылазят из Вконтакта - у них там и общение, и картинки, и музыка, и игры, и порно - в общем все, что нужно современным детям.
В этом случае простая, понятная и правильно таргетированная реклама + минимум контента будут гораздо эффективнее и дешевле других маркетинговых средств.
Приложение для Лего, разработанное Red Keds получило более 15 000 установок за
первую неделю с минимальной рекламной поддержкой. Сейчас в нем более 100 тыс.
пользователей. (
1) Если вы часто проводите промо-акции, мероприятия, раздаете халяву
Социальные сети позволяют прекрасно поддержать рекламные активности «в реальном мире» (events, BTL и пр.), увеличить их охват и эффективность, получить вирусный эффект. Люди в социальных сетях создают мероприятия, приглашают на них друзей, дарят друг другу подарки, устраивают споры и конкурсы - это привычно и понятно. То же самое может успешно делать и бренд, даже суперинтересного контента иногда не надо. Халява решает!
---
Еще раз подчеркну, что любой продукт или компания может успешно продвигаться в социальных сетях, если ее в принципе можно продвигать в интернете. Базовые инструменты и методы - те же самые: хороший контент, таргетированная реклама, вирусные механики, правильные инсайты.
Хороший SMM-специалист (как бы смешно это ни звучало)
Маркетинг в социальных медиа - не есть что-то кардинально новое в интернете и рекламе. Это не революция, когда автомобили заменили гужевой транспорт, и профессия кучера стала не особо актуальна.
Раньше продвинутые юзеры читали обновления интересующих их сайтов через RSS-читалку и посылали ссылки друзьям по аське, теперь мы в поисках свежей информации все чаще пролистываем ленту обновлений статусов коллег и брендов в Фейсбуке, расшариваем понравившийся контент сразу всем друзьям, нажимая кнопку «мне нравится».
Но фундаментальные законы маркетинга, рекламы, написания хороших текстов и составления точных прогнозов в социальных сетях никто не отменял.
Хороший интернет-маркетолог, даже никогда раньше не работавший с социальными медиа, за 3,5 дня освоит их особенности и формат, будет проводить там отличные маркетинговые кампании. А человек, который не может отличить маркетинг от таргетинга (и не знающий того, что написано ниже в таблице), не сможет этого сделать, даже если он не вылезал из Фейсбука с 1993-го года.
Общее |
Что приходится делать? | Инструменты, навыки полезности |
Работа с текстом | Грамотность, умение строить информативные и продающие тексты, общаться в интернете, понимать особенности "текста для веб" | Чтение художественной литературы, общение в сети, ведение собственных блогов, сайтов |
Аналитические способности | Подсчет стоимости и эффективности кампании, маржинальности, анализ результатов | Экономические, статистические знания, умение работать в Excel, любовь к цифрам |
Реклама и маркетинг | Подбирать эффективные сообщения, находить инсайты потребителя, понимать психологию потребителя | читать литературу по маркетингу и рекламе, разбирать мировые кейсы |
Продажи и презентации | Уметь общаться с людьми, составлять эффективные презентации, убеждать клиента | Тренинги публичных выступлений, продаж, умение работать в Keynote/Powerpoint, правильно выстраивать презентации |
Знание трендов, технологий | Подбирать новые механики, решения, опираться на тренды среди ЦА | Изучение тематических интернет ресурсов, ведение собственных аккаунтов везде где только можно |
Творческий подход, изобретательность | Придумывать интересные идеи (как разово, так и концептуально) | Креативные методики, моделирование и систематизирование, майнд-карты |
Учите матчасть, а мода на социальные сети приходит и уходит, как и любая другая мода (кроме сисек и котиков в Интернете, конечно).
- Алло, это SMM-агентство?
- (шепотом) да.
- А почему вы шепотом?
- Я сейчас получаю Каннских Львов...
Пусть анекдоты про SMM-щиков будут не такими смешными, как в начале статьи, а вызывающими гордость за профессию, как в конце. (Здесь автор пустил скупую мужскую слезу, кстати).
Да здравствует SMM, хороший и очень хороший! Никогда не плачьте и любите природу. Давайте вместе делать этот мир хуже. Ура!
FIN
Об авторе
Максим Юрин закончил Новосибирский государственный университет по специальности экономика и финансы.
менеджером по маркетингу в новосибирской
софтверной компании So?Logica, торговым представителем в России и
СНГ в компании 3Dconnexion
(дочерняя компания Logitech),
директором по развитию Интернет-порталов www.UniverTV.ru и www.InternetUrok.ru,
директором по маркетингу в рекламном агентстве Digity Group, пока наконец не
пришел в креативное агентство Red Keds на должность SMM-директора.Работал
Максим также автор и владелец сайта www.SmartVideos.ru (Блог Рунета – 2009, финалист Премии Рунета – 2010 и Международного конкурса The Best of Blogs от Deutsche Welle, победитель премии «Внимание»), докладчик на конференциях Digiweek.ru, SMM.ua, Sibnetweek.ru, I2Bconf.ru и др.
Неофициальное резюме Максима можно уместить в несколько строк, что уже сделал неизвестный пользователь на «Мой круг»: «взрывной спикер, толковый парень, офигенно делает презентации, клево танцует на барной стойке и много говорит про сиськи».
Теперь Максим еще и преподаватель ИКРы!
Так что приходите проверить.
КАК Максим рассказывает про SMM на ИКРе словами передать невозможно. А вот передать, ЧТО он рассказывает, мы вполне можем. К нам в руки попала статья Максима про SMM – это небольшая часть того, что Максим рассказывает на курсе.