История PR в лицах. Княгиня Ольга
Согласно летописям, после Олега киевский престол занял Игорь (912-945 гг.). его правление не было таким успешным. Во время похода против Византии он в первый раз понес поражение в морском бою, а во второй раз не дошел до Константинополя, помирившись с греками на условиях, менее выгодных, чем договор Олега. Игорь погиб в землях древлян, с которых пытался собрать двойную или даже тройную дань. После его смерти киевский престол занимает его вдова Ольга, мать малолетнего Святослава. Она правила княжеством в 945-957 годах, начав свое правление с мести древлянам за смерть мужа, которой она придала государственно-ритуальный характер. Князья древлян были казнены, и в дальнейшем эта земля исправно платила дань.
В летописи сказание о мести описано как целенаправленная деятельность по упрочению централизованной власти, окрашенная жестокостью, свойственной тому времени и религии. Согласно летописи, после убийства Игоря древляне решили посватать Ольгу за своего князя Мала. Они дважды посылали к ней послов (второй раз – по просьбе самой Ольги), которых она придала ритуальной казни – в первый раз засыпала заживо землей, во второй раз сожгла. Затем Ольга приехала к древлянам «сотворить тризну по мужу», и когда древляне опьянели, велела своим воинам порубить их. Затем вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся. Ее войско осаждало город Искоростень, в котором был убит Игорь, и когда Ольге не удалось взять город приступом, она взяла его хитростью: собрала с каждого двора по три голубя и воробья, якобы, в качестве дани, и ночью выпустила птиц, привязав к их лапкам тлеющий трут. Город сгорел. Древляне покорились.
Во всех описанных действиях прослеживается своеобразное PR-послание непокорным землям:
- власть принадлежит Киеву;
- Киев требует от всех безусловного экономического подчинения;
- непокорность жестоко карается;
- кара правителя неотвратима.
Автор летописи описывает месть Ольги, строя описание на контрастах, чтобы рассказ произвел наиболее сильное воздействие на средневекового человека:
- древляне убивают киевского князя и тут же сватают его вдову за своего князя.
- Ольга делает вид, что принимает послов, а сама бросает их в яму и хоронит заживо.
- новых послов якобы отправляют в баню и там сжигают заживо. При этом, по замечанию историка Рыбакова, «обе формы мести воспроизводят поминальные обряды того времени».
- тризна – рыцарский турнир в память покойного вождя заканчивается убийством пьяных древлян.
На самом деле, скорее всего, месть Ольги ограничивалась убийством послов, которые, возможно, желали оправдаться в убийстве киевского князя, покорением древлян и наказанием жителей Искоростеня.
Однако в летописях эта месть представлена как устрашающее эпическое произведение, созданное в интересах киевской монархии. При этом коварство и жестокость героини только импонировали нашим предкам, поскольку создавали впечатление непобедимости и мудрости Ольги, демонстрировали стабильность утвердившейся монархии[1].
Сказание о мести можно считать первым целенаправленным сказом о силе Киева, вначале устным, а затем, при внуке Ольги, Владимире, включенном в летопись Древней Руси.
Анна Арзуманян
[1] В. Мединский Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008.