История PR в лицах. Князь Святослав
Святослав, сын Игоря, был первым русским князем, которому приписывают ставшие легендарными лозунги, такие как: «Иду на вы», «Не посрамим земли русской», «Мертвые сраму не имут», «Встанем твердо».
Святослав одержал ряд блестящих побед, среди которых разгром могущественной Хазарии и завоевание Болгарии. По подсчетам историков Святослав прошел походами за несколько лет 8-8,5 тысяч километров. Эти героические походы породили целый пласт дружинной поэзии, восхваляющих его песен и сказаний. Можно предположить, что яркие лозунги были придуманы не князем, который по характеру был бравый воин и никогда ничему не учился, а неведомыми нам поэтами-воинами. Впоследствии его речи менялись и совершенствовались многими и многими исполнителями на привалах во время походов, а уже потом перекочевали в письменные источники.
Святослав в летописях описывается как опытный воин, привычно ведущий походную жизнь: передвигался налегке, без лишнего скарба. Всякий раз, когда Святослав хотел напасть на чужие земли, он слал послов со словами: «Хочу на вас идти». Эта черта его характера отмечается историками как рыцарская черта, соблюдение воинской чести. «Иду на вы» - неотъемлемая часть образа князя Святослава.
С правлением Святослава связан еще один интересный факт: из Киева князь перенес свой престол в Переяславец на Дунае: «ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха и воск, мед и рабы».
Это действие, фактически означающее перенос столицы, расценивается сегодня как особый пиаровский ход, который можно сравнить с действиями Петра I, основавшего северную столицу в устье Невы. По аналогии с мотивами Петра, можно сделать вывод, что мотивами Святослава также было движение к Западу и намерение доминировать в европейской политике.
Во имя осуществления своей цели Святослав непрерывно сражался на Балканах. В легенде описывается, как Святослав подошел к Царьграду, и греки послали ему дары: золото и ткани, и Святослав принял их, не посмотрев. А когда принесли оружие, то взял его и стал хвалить византийского царя. И греки поняли, что перед ними настоящий воин, и посоветовали своему царю соглашаться на дань.
Однако в какой-то момент Святослав начинает терпеть поражения, теряет свое войско и покидает Дунай. На пути в Киев Святослав погибает от рук печенегов, и печенежский князь делает чашу из черепа Святослава. Это символическое действие не отвращает современников и потомков и не оказывает отрицательного влияния на образ Святослава. В летописи его короткое правление описывается в самых восторженных тонах. Летописец не столько описывает хронику событий, сколько воспевает доблесть, рыцарство и мудрость молодого князя.
Анна Арзуманян
По материалам книги В. Мединского Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008.