История PR в лицах. Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый был князем Киевским с 1019 по 1054 год. Период его правления пришелся на относительно мирное время, когда внешние враги не угрожали Русскому государству. Однако в 1023 году Ярослав столкнулся с внутренним восстанием: его брат Мстислав, бывший наместником киевского князя на Кавказе, в городе Тамани (Тмутаракани).
В летописях Мстислав описывается как отважный воин, щедрый и милостивый со своей дружиной. Охраняя кавказские границы русского государства, Мстислав постоянно участвовал в стычках с местными горскими племенами. Один из эпизодов этих стычек вошел в легенды и позднее попал в «Слово о полку Игореве». Это – битва с касожским князем Редедей, необычайно сильным и крупным противником. Поединок произошел перед рядами противников. Победившему доставалось имущество, жена, дети и земли побежденного. Мстиславу трудно пришлось в этом поединке, но, как описывают историки, «он взмолился к Пресвятой Богородице и дал обет построить во имя ее церковь, если одолеет своего врага». Так формировался имидж этого князя – необыкновенно храбрый и при этом богобоязненный, идеальный образ европейских правителей в Средние века. Мстислав приобрел большую популярность в народе, о чем свидетельствует определенная симпатия, высказываемая ему летописцем, несмотря на то, что он поднял войско против князя Киевского.
Решающее сражение между Ярославом и Мстиславом произошло в северской земле близ Листвена. Преимущество было на стороне Мстислава, однако он не потребовал киевский престол, а послал Ярославу депешу, чтобы тот оставался князем в Киеве, а он, Мстислав, стал наместником на левой стороне Днепра. Так, фактически, Русь была разделена на два государства с двумя столицами – в Киеве и в Чернигове, хотя формально оставалась единым государством. В результате на долю Мстислава выпало защищать русские границы на юге и востоке, а Ярослав тем временем вернул принадлежавшие ранее русскому государству земли на западе, утерянные во времена правления Святополка.
В летописях Ярослава называли «самовластец», что означало фактически «самодержец», а в конце жизни и вовсе назывался царем. Прозвище «Мудрый» Ярослав получил за активно проводимую им политику просвещения и распространения христианства. В этом вопросе князь был продолжателем дела своего отца – Владимира. Значительную часть средств Ярослав тратил на возведение церквей, причем не обычных, а богатых храмов, по примеру Константинополя. Он желал возвысить Киев до славы и богатства этого легендарного города. Так в Киеве появился Софийский собор и крепость с Золотыми воротами и церковью Благовещенья. Для их создания были приглашены греческие мастера. Софийский собор немного меньший по размеру был построен в Новгороде.
К другим заслугам Ярослава Мудрого относят основание русской митрополии, и уже в 1051 году Ярослав избирает митрополитом русского, а не греческого священника, впервые без участия Константинополя. При Ярославе появляются и первые русские монастыри.
Историки отмечают, что Ярослав любил чтение и беседы с книжными людьми: большие средства тратились на переписку книг. Он поручал обученным людям переводить книги с греческого языка и переписывать уже переведенные, а собранную библиотеку велел хранить в Святой Софии.
Во время правления Ярослава создаются широко известная по сей день Русская Правда – свод законов древнерусского права, а также Церковный Устав.
Благодаря созданию памятников культуры и распространению культуры Ярослав обретает столь весомое значение в русской истории и почетное звание Ярослава Мудрого.
Анна Арзуманян