Паблик рилейшнз и паблисити
Паблисити (от английского publicity – публичность, гласность) – термин, распространенный не менее чем PR, но имеющий свои отличительные особенности.
В словарях паблисити обычно понимается в двух значениях: статическом (известность, популярность фирмы или предприятия) и динамическом (деятельность, являющаяся пропагандой с целью стимулирования спроса).
Именно в этом втором значении паблисити рассматривается в качестве одного из направлений деятельности по связям с общественностью и подразумевает работу со СМИ.
В отличие от рекламы стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность с помощью паблисити означает распространение информации более основательной и, как правило, неоплачиваемой. К тому же сфера размещения информации ограничивается СМИ.
Таким образом, паблик рилейшнз является родовым понятием по отношению к паблисити, но в то же время паблисити может являться и зачастую является приоритетным направлением PR-деятельности[1].
При организации паблисити необходимо руководствоваться несколькими правилами.
- Определить основные цели кампании по паблисити (информирование о новом товаре, увеличение продаж, создание имиджа фирмы, поддержание имиджа и т. д.).
- До начала контактов со СМИ отобрать и классифицировать информацию, которую планируется разместить (новости, история компании, история товара, финансовые отчеты компании, биографические данные о служащих компании и т. д.)
- Правильно выбрать СМИ:
- в зависимости от профиля компании и характера продукции (деятельности). Например, если компания производит продукцию, интересующую только профессионалов (медицинское оборудование), целесообразно выбрать специализированные издания.
- в зависимости от потенциальных клиентов (общественно-политические, производственно-практические, научно-популярные, популярные и др.)
- в зависимости от характера деятельности компании (федеральные, региональные, местные)
Все мероприятия должны быть запланированы заранее. С этой целью составляется план кампании по паблисити. В целом, такой план включает в себя два больших этапа: первый – подготовка информации и второй – размещение информации в СМИ.
Каждый из этих этапов, в свою очередь, делится на составляющие. Так, при подготовке информации могут быть задействованы как материалы, имеющиеся в наличии, так и специально подготавливаемые для целей паблисити. К последним относятся:
- проведение интервью с сотрудниками кампании, которые могут представить ее в наиболее выгодном свете (старейшие сотрудники, наиболее авторитетные сотрудники, сотрудники, ответственные за наиболее приоритетные или инновационные направления деятельности кампании);
- подготовка очерков на основе интересных и необычных фактов из истории кампании и ее сотрудников;
- подготовка интересных проблемных сообщений, связанных с будущими планами компании, с положительными мнениями о компании ее постоянных клиентов, с данными о продукции (деятельности) компании, в том числе о новых видах продукции (деятельности);
- и другие.
В рамках проведения второго этапа усилия должны быть направлены на привлечение внимания именно тех СМИ, в которых планируется размещение информации. С этой целью проводится регулярная рассылка материалов по заранее подготовленным листам рассылки, а также согласуется место и время проведения запланированных интервью с сотрудниками кампании
[1] Помимо паблисити к таким направлениям относятся: отношения с персоналом; отношения с финансовым сообществом; отношения с властными структурами (включая лоббирование); отношения с местным населением (включая спонсорство).
Анна Арзуманян