XX век: PR в сфере государственного управления
Первая четверть XX века – период переворота в сфере PR в США. Осознав необходимость активного взаимодействия с общественностью, властные структуры приступают к составлению и реализации комплексных и масштабных PR-стратегий. PR-специалисты берут за основу своей деятельности традиционные качества американцев, их образ мыслей и ценности и стараются акцентировать на них внимание. Показательным примером такой деятельности становится создание имиджа одного из самых популярных президентов за всю историю США – Франклина Рузвельта.
Рузвельт пришел к власти в эпоху Великой депрессии и за сравнительно короткий срок сумел восстановить порядок в стране и приступить к реализации своего знаменитого «Нового курса». Для того чтобы завоевать доверие людей и получить их поддержку в достаточно рискованных нововведениях, президенту необходим был имидж человека, близкого к народу. Имиджмейкеры активно продвигали образ Рузвельта как уверенного в себе человека, сторонника традиционных ценностей: семья, дом, родина. Немалую роль в создании этого образа сыграла супруга президента, Элеонора Рузвельт. При продвижении широко использовались новые СМК: радио и только что возникшее телевидение. Рузвельт был первым президентом, позволившим снимать себя в домашней обстановке, что очень сближало его с представлениями об обычном, «среднем» американце. Огромная популярность, приобретенная в народе, помогла президенту в реализации серьезных реформ в экономике и социальной сфере, Рузвельт стал единственным президентом США, избиравшимся четыре срока подряд вместо положенных двух.
Примерно в то же время активная деятельность по развитию PR ведется и в Великобритании. В 1933 г. В Министерстве почтовой связи создается первый PR-отдел. Британский совет, основанный в 1934 г., осуществляет внешнеполитическую PR-деятельность. Перед началом Второй мировой войны PR-отделы появляются практически во всех британских министерствах.
Одним из крупнейших представителей и фактическим основателем британского PR считается Д. Грирсон. Именно он активно продвигает идею использования документального кино для формирования общественного мнения.
Следующий толчок к развитию британский PR получает после войны, когда многочисленные специалисты по пропаганде привлекаются к решению проблемы трудоустройства участников войны. Как следствие PR-службы формируются на всех уровнях власти, от центральных до местного самоуправления.
К 1980-м гг. службы по связям с общественностью и со СМИ стали осознанной необходимостью. Властные структуры формировали многофункциональные PR-подразделения с четко регламентированной компетенцией. В головной структуре МИД Великобритании был создан отдел новостей, в функции которого входили связи со СМИ, организация пресс-конференций руководства, пропаганда внешнеполитического курса страны среди населения и др. Деятельности информационной службы МИД придавалось такое значение, что ассигнования на нее увеличились более чем в два раза. Однако само министерство скептически относилось к PR-деятельности своей службы, вследствие чего одной из немногих ее удач считается кампания британского посла в США Н. Гендерсона, обеспечившего поддержку со стороны американской общественности позиции Великобритании в англо-аргентинском конфликте 1982 года.
Политический PR властных структур преследует цель создания положительных образов политических лидеров и партий, стоящих у власти, при одновременном игнорировании оппозиции. В достижении этой цели значительную роль играет административный ресурс, ведь правящая партия или представитель руководства страны имеют гораздо больше информационных поводов, чем их политические соперники. Такую практику, в частности, широко использовало правительство М. Тэтчер, что позволило консерваторам продержаться у власти в течение 18 лет.
Особый интерес представляет тот факт, что правовое регулирование PR-деятельности в сфере государственного управления практически отсутствовало. Исключение составляют федеральный закон «Регулирование лоббирования», принятый в США в 1946 г., а затем сменивший его «Закон о разглашении сведений, касающихся лоббирования» 1995 г. и Закон об обмене в сфере информации и образования (закон Смита-Мундта) 1948 г., принятый в связи с обострением холодной войны и усиливший государственный контроль в сфере информации.