Реклама в первых европейских газетах
Первые печатные газеты появляются в Европе в XVII веке, сначала – в Германии, в 1609 г там начинают издавать газету «Awizo Relation, oder Zeitung», затем в Англии –в 1622 г выходит первый номер газеты «Weekly news». Эти издания в первую очередь были рассчитаны на купцов и горожан, поэтому в них содержались сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и т. д.
Во Франции первым стал издавать газету медик Теофраст Ренодо: в 1612 г он получил патент на открытие информационного бюро, однако новшество не слишком благосклонно было принято обществом, и по-настоящему Ренодо осуществил свой замысел только в 1629 г. Его контора называлась Адресное бюро – любой желающий мог разместить или получить там информацию. Два года спустя Ренодо начал выпускать газету «La Gazett», в котором помимо официальных новостей стали публиковаться объявления рекламного характера. Помимо этого Ренодо выпускал «Листки Адресного бюро». Объектами рекламных текстов в первую очередь становились книги, лечебные воды, информация о приходящих и уходящих кораблях.
В Англии издателем, оставившим след в истории, был Джон Хоутон, он издавал еженедельник «A collection for Improvement of Husbandry and Trade»(«Собрание сведений для развития предпринимательства и торговли»). Хоутон был первым, кто стал публиковать межличностные объявления в своем издании, причем он сам ручался за добросовестность такого рода объявлений, что было беспрецедентным ходом для того времени. Любопытно, что начиная с XVII века привычка устраивать личную жизнь через газетные объявления прочно утвердилась. Пример был быстро подхвачен и в других европейских странах:
«Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающим всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости» (Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.).
Многие рекламные объявления в английских газетах начинались со слов «I want» -« мне нужно». Использование такой необычной аргументации как ручательство уважаемого человека, носило суггестивный характер и стимулировало совершению ожидаемого действия.
Во второй половине XVII века в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Но качественно новый этап для развития рекламы в прессе начинается в XIX веке. В Англии появляются специализированные издания, связанные с индустриализацией страны: первым был журнал The Mechanic´s Magazine (Журнал механики), появившийся в 1823 г, позже начинают выходить такие журналы как Mining Journal (Горное дело) -1835 г, The Machinery market (Рынок машин) -1872 г.
Известный предприниматель Джон Белл еще в 1790 г начинает издавать первый специализированный журнал для женщин La Belle Assemblee (Галерея красавиц), его опыт был вскоре подхвачен, и в XIX веке начали выходить газеты Ladies Newspaper (Газета для дам) -1847 г и The Queen (Королева) -1861 г. Реклама в этих изданиях была предназначена исключительно для женской аудитории.