История PR в лицах. Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский – сын Юрия Догорукого. С его именем связано возвышение суздальско-ростовской земли и великорусского народа и ослабление Киева. Андрей Боголюбский оказался первым русским князем, который не стремился занять киевский престол. Его отец, Юрий Долгорукий, собирался передать ему Киев, поэтому Ростов и Суздаль отдал младшим сыновьям. Однако Андрей не пожелал участвовать в бесконечных интригах и заговорах, которые плелись вокруг столицы русской земли на протяжении многих поколений. Его PR-ход заключался в том, чтобы показать: столица земли там, где ее верховный правитель, то есть, он сам.
В пользу новой столицы было сразу несколько факторов: отсутствие притязаний со стороны великих князей, отсутствие сильной элиты, географически – удаленность от южных рубежей с постоянной угрозой половцев, которых великие князья также использовали в борьбе за власть.
В основу выбора новой столицы была положена оригинальная по тем временам PR-концепция. Тогда как известны в средние века были два княжеских права – происхождения и избрания, которые постоянно нарушались, особенно в южных землях, и престол занимали не по старшинству или избранию, а опираясь на военную силу, Андрей находит новое право – высшее непосредственное благословение религии.
Такое благословение Андрей получает от константинопольской иконы Богородицы, авторство которой приписывалось евангелисту Луке. Согласно легенде, икона, находившаяся в киевском женском монастыре, по ночам сама отходила от стены, будто бы показывая, что ее нужно перенести куда-то дальше. Подговорив священника Николая и диакона Нестора, Андрей выносит икону Богородицы из монастыря и отправляется с ней в суздальские земли. Когда миновали Владимир, кони вдруг стали и дальше не двинулись. Андрей решил заночевать тут же, а утром объявил, что ему являлась сама Богоматерь и приказала не везти ее икону дальше в Ростов, а оставить во Владимире. Очевидно, что такое желание Богородицы полностью совпадает с планами князя, который и не собирался занимать престол в Ростове или Суздале, где так же как и в Киеве была сильна воля бояр, а выбрал свободный от притязаний город, в котором мог обладать всей полнотой власти.
Так Андрей Боголюбский открывает новое право, основанное на религии, и становится первым правителем на Руси, опирающимся на силу идей.
Андрей в своей концепции опирается на поддержку всего христианского народа и для обеспечения этой поддержки он начинает активное строительство белокаменных храмов: церковь Успения Богородицы (в ней теперь хранилась похищенная из Киева икона, получившая название Владимирской), Спасский и Вознесенский монастыри во Владимире, храм Спаса в Переяславле, церковь Покрова на Нерли и многие другие.
Появление каждого из этих храмов становилось важным событием и укрепляло представление о князе как о богобоязненном и добронравном правителе, почти святом. Другим удачным PR-событием становится победа в военном походе против булгар в 1164 г. Это был православный поход, поскольку противники – волжский народ, еще в X веке принявший ислам, а князь захватил с собой чудотворную икону Богородицы, и победа была приписана ее чудотворной силе.
Однако примерно в это же время Андрей предпринимает уже совсем другой поход – на Киев, поводом к которому служит то, что киевский князь Мстислав, согласно существовавшему обычаю, посадил на престол в Новгороде своего сына. Объединив 11 князей, Андрей осаждает город, и через три дня после начала осады Киев сдается и подвергается беспощадному разграблению. После этого Киев уже не сможет подняться как столица всей русской земли. Однако именно с этого момента начинает разрушаться образ Андрея как христианского правителя. Еще более усугубляет ситуацию следующий поход Андрея – теперь уже на независимый Новгород. Город осажден и силы его начинают ослабевать, но тут, согласно легенде, город спасает икона Пресвятой Богородицы. На суздальцев находит затмение и они в беспорядке отступают.
Дальнейшая политика князя Андрея также не способствовала поддержанию прежнего образа. Неудачно окончилась попытка создания автономной церковной власти во Владимире, из опасения междоусобиц были изгнаны трое младших братьев Андрея вместе с матерью, византийской царевной, вслед за ними в изгнание отправились бояре, в чьей преданности князь не был уверен. Все эти события в конечном итоге привели к бесславной гибели: Андрей Боголюбский был убит собственными слугами после того, как приказал казнить брата своего любимого слуги.
Все же, несмотря на это, имя князя по сегодняшний день остается связанным с той самой чудодейственной иконой Богородицы, почитаемой как заступница Москвы, то есть, с одним из символов православия.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1880.
В. Мединский Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008